Роль жертвы. Как, почему, что делать?

Автор статьи
Глеб Пинтер

Опыт психопрактики — 5 лет. Создатель «Ролевой динамики». Программист. Хобби — фехтование.

Роль жертвы как тёплый кисель окутывает человека, защищая его от ударов снаружи. Как мягкое одеяло согревает в ненастные дни. Как слезливый фильм, заставляющий рыдать. И как всё перечисленное, роль жертвы не даёт свободно двигаться, смотреть на вещи реально и использовать весь свой потенциал. Рано или поздно любая жертва понимает, что выбранный путь неверен и ведёт он к бесконечному прозябанию в стенах собственного страха. Тогда есть шанс измениться. В этой статье я хочу обсудить роль жертвы.

Роль

Сначала, как всегда, определения. У нас 2 слова, с которыми надо разобраться.

Роль. Мне очень нравится это слово. Через роль можно многое объяснить очень наглядно и просто. Обязательно прочитайте статью про роли, чтобы понять и почувствовать, что это такое.

Когда я говорю о роли, то имею ввиду нечто, состоящее из цели и из метода её достижения.

Например, роль «учителя» состоит из цели научить кого-то или передать знания с помощью обучения на уроках. Учить можно, к примеру, рассказывая истории другим людям или показывая на деле. Есть множество людей, не преподавателей по дипломной корочке, но которые активно учат других.

У одной роли может быть несколько целей и несколько способов достижения, а может быть и всего лишь одна цель с одним методом достижения. Всё зависит от того, насколько роль глобальна. Это значит, что есть глобальные большие роли и более мелкие. То есть роли выстраиваются в иерархию.

К примеру, роли «знающий всё на свете», «интересный рассказчик», «умеющий управлять вниманием других» могут быть подролями роли «учителя».

При этом стоит помнить, что все эти деления ролей очень индивидуальны. У каждого человека картина будет различна. Но принцип останется: есть роли, которые вложены в другие более глобальные роли.

Учить можно по-разному. Можно быть «учителем» и вдумчиво, основательно объяснять предмет студентам. Можно быть «знающим жизнь» и учить своим примером и байками из жизни. Цель одна и та же, но разные пути достижения и разные роли.

В то же время можно учить студентов и действовать через роль «учителя», а можно учить студентов исключительно для собственного заработка или же для ощущения власти над ними. Это уже роли с разными целями.

И конечно, помните, что на самом деле ролей нет. Это просто нечто, что помогает нам понять другого человека или себя. Мы просто решаем назвать ролью то, что содержит цель и стратегию достижения цели. Это чисто придуманная вещь для удобства. Хорошо, с ролью понятно.

Роль жертвы

С жертвой всё попроще.

Жертва — человек, пострадавший или погибший от чего либо

В нашем случае именно пострадавший. Или, что более точно, человек, который думает, что он пострадавший.

Тогда роль жертвы — это роль, в которой человек считает себя жертвой. Роль, имеющая какую-то цель и стратегию достижения этой цели, в которую входит ощущение себя жертвой.

Это очень важно. Ощущение жертвы — составляющая стратегии достижения цели! Это способ решать проблемы. Именно поэтому не работают никакие советы в стиле: «берите на себя ответственность», «будьте сильными», «не жалуйтесь». Они не работают, потому что являются также стратегиями достижения цели, но у жертвы эта стратегия уже есть, она проверена временем и содержит в себе ощущение жертвы.

Когда мы говорим о жертве, то мы говорим о ситуации, когда человек в целом по жизни в роли жертвы. Когда это не отдельные роли, а когда вся его жизнь окрашена в жертву. В таком случае это скорее состояние. Оно влияет на все или почти все роли человека.

Мы можем представить роль жертвы как некий колпак, накрывающий всю жизнь человека. Его не существует, но его можно представить. Этот колпак накрывает все другие роли, меняя их, окрашивая ощущением жертвы.

Допустим, есть у нас роль «учителя», и мы преподаём студентам. Наша цель — передать знания. Метод — обучение теории и практике по программе обучения. При наличии роли жертвы учитель будет склонен позиционировать себя жертвой, чтобы добиться своей цели, если происходят какие-то сложности в обучении. Он может начать говорить, какие студенты неблагодарные и не слушают его. Может обижаться на них, давить на жалость, взывать к справедливости и проклинать тот день, когда он решил связать свою жизнь с преподаванием.

Метод достижения цели преображается под действием роли жертвы. Преображается тогда, когда человек чувствует, что не может легко реализовать свою роль. Когда встречает серьёзные, по его мнению, препятствия.

И тут мы плавно переходим к причинам, которые формируют роль жертвы.

Как формируется роль жертвы

Представьте ситуацию. Перед вами два преступника.

Один из них гордо поднял голову и прямо смотрит на вас. Возможно вы даже замечаете улыбку, скользнувшую на его лице. Второй понуро сидит, плачет и тихо шепчет извинения с заверениями больше так не делать.

Решая, какой срок выбрать, кому вы поставите максимальный? Конечно первому. А второй имеет шансы получить приговор помягче. Так формируется жертва.

Любые роли формируются под действием ключевого фактора: человек добился с помощью роли того, что он хотел. Это ключевой фактор! Чем серьёзней была победа, тем сильнее роль закрепится.

Большинство стратегий поведения мы формируем в детстве. Просто из-за того, что впервые в новые обстоятельства мы попадаем именно в детстве. В более позднем возрасте роль может сформироваться в двух случаях:

  1. Когда мы будем делать то, что не делали до этого. К примеру, если человек не решал свои проблемы до совершеннолетия и родители брали всё на себя, то многие его стратегии будут сформированы в более позднем возрасте, когда он столкнётся с трудностями и вынужден будет решать их сам.
  2. Когда мы случайно сделали не так как всегда и оказалось, что так вышло гораздо эффективнее. Тогда есть небольшой шанс, что мы выкинем старую роль и заменим её новой. Но шанс действительно очень мал.

В остальных случаях формирование роли следует искать в раннем возрасте.

Часто это случаи избегания давления или управления со стороны других людей. Обычно родителей. Мама гонит в школу, а нам не хочется. Мы прикидываемся больными и, о чудо, остаёмся отдыхать дома. В следующий раз говорим, что разболелась голова, и нам снова позволяют остаться. Потом можно сделать вид, что в школе ужасные одноклассники и каждый день для нас — мучение. А если не верят, то начать провоцировать одноклассников на такое поведение. Сначала можем делать специально, а потом забыть об этом и провоцировать подсознательно. Стратегия закрепляется, и мы начинаем использовать её в дальнейшей жизни.

В сущности, это способ уйти от диктата других, от их управления нами. В дальнейшем это способ уйти и от диктата над самим собой, когда ставим себе цель, встречаем препятствие, не можем его преодолеть и чувствуем своё поражение. Тогда чтобы подсластить горечь поражения, мы примеряем роль жертвы и говорим что-то вроде «нам просто никогда не везёт в жизни» или «мы этого не достойны».

Вероятность формирования роли жертвы увеличивается, когда:

  • перед нам есть пример человека с ролью жертвы, который добивается своих целей, как мы считаем (зачастую — по-детски и наивно). Например, когда родитель сам в роли жертвы
  • нами кто-то управляет, доминирует, не давая свободы выбора
  • роль оказалась несколько раз успешной
  • мы потерпели поражение от жертвы. Серьёзное поражение. Тогда человек склонен изменять свою роль на роль человека, которому проиграл, думая, что она эффективнее, чем его собственная

Это несколько типов ситуаций, вокруг которых происходит бесчисленное количество вариантов. И тогда роль жертвы с удовольствием вольётся в нашу жизнь, искажая все другие методы достижения цели и решения проблем.

В примере, приведенном в начале статьи, один из преступников находится как раз в роли жертвы. Неважно, раскаивается ли он на самом деле, или же это игра на публику. Он в роли жертвы. Если будет смягчение приговора, то значит роль оказалась успешной. В этом случае, есть вероятность, что он будет пользоваться ею всё чаще и чаще, пока она не накроет всю его жизнь. Это не обязательный вариант развития событий, но возможный.

Как определить человека в роли жертвы

Очень просто. Роль жертвы как третья нога торчит у всех, кто в ней находится.

Я хочу ещё раз подчеркнуть, что мы говорим о глобальной роли жертвы. Когда эта роль — стиль жизни человека. Каждый из нас то тут, то там бывает жертвой. Каждый из нас изредка мог пользоваться всеми благами, которые получает жертва. Но мы говорим о случае, когда стратегия жертвы стала для человека одной из основных. Чуть какая проблема, он сразу пытается решить её через жертву. Это состояние довольно явно видно.

Во-первых, жизнь такого человека наполнена неприятностями. Они могут быть как совершенно случайны, так и не очень. Быстрая езда, прогулки ночью в день ВДВ, пересчёт наличных на улице, пьянка перед экзаменом. Всё это провоцирует проблемы, которые кажутся стечением обстоятельств. Когда такой человек будет рассказывать, как всё произошло, он скорее всего опустит эти ключевые моменты.

Во-вторых, нейтральные или слабо негативные ситуации интерпретируются как ужасные. Пасмурная погода — причитания о малом количество солнечных дней. Солнце — жалобы на жару, духоту и морщины под глазами. Праздник? Слишком шумно. Тишина — очень скучно. Неважно, что снаружи, внутри — недовольство.

Глобальные проблемы не решаются, чтобы всегда можно было уйти в жертву. Наоборот, часто создаётся «плацдарм для отступления». Проблемы, куда человек может уйти в случае встречи со сложностями.

Если обобщить, то человек в роли жертвы не умеет решать проблемы, не может признаться себе в этом, а значит и не начинает учиться их решать.

Такая жизнь провоцирует людей вокруг на помощь. Одна из психологический теорий про жертву — это треугольник Карпмана, который как раз это объясняет.

В треугольнике 3 роли: жертва, спаситель и преследователь. Преследователь создаёт проблемы жертве, жертва с наслаждением пребывает в состоянии жертвы, а спаситель пытается спасти жертву и решить её проблемы.

Эти 3 роли могут быть у трёх разных людей («адекватный» вариант), у двоих или даже у одного (запущенный случай). Главное, что всем весело. Один устраивает неприятности, другой наслаждается ими, а третий их решает.

Проблема в том, что всем участвующим нравится их положение, и они не хотят от него избавляться, по крайней мере подсознательно. В итоге, тратится много усилий и энергии на эту игру, которая могла быть потрачена на пользу.

Как выйти из роли жертвы

Есть 2 варианта:

  1. мы сами находимся в жертве, и наша жизнь стала настолько ужасной, что сознательно мы решаем изменить себя
  2. кто-то рядом с нами находится в жертве, портя нам жизнь постоянными проблемами. Обычно это близкие родственники или коллеги, которые постоянно создают неприятности.

Второй вариант встречается даже чаще. Сама жертва уже давно привыкла к проблемам, которые нужны ей как воздух.

Сразу разрушу иллюзии. Выйти из роли жертвы очень очень ОЧЕНЬ сложно. Основная причина — стратегия жертвы жизненно необходима человеку. Он разучился решать проблемы иначе. Избавиться от неё — значит оказаться без такого важного инструмента, значит встать одному лицом к лицу с трудностями и проблемами жизни. Нужна большая смелость и решительность, которых у жертвы практически нет.

Простые советы вроде «возьмите свою жизнь в руки», «берите больше ответственности», «делайте дела сами» не помогут. Любые методы через силу помогут только до первой серьёзной проблемы, когда опять включится стратегия решения проблем через жертву.

Добавим сюда привычку и получаем очень скверную ситуацию. Если вы в жертве — обратитесь к специалистам.

Если, тем не менее, давать какие-то советы, то первым шагом будет тренировка способности делать то, что задумал. С малого. Можно придумать какое-то дело, которые вы обещаете себе выполнять каждый день. Буквально 5 минут. Выполняйте его каждый день, без пропусков. Добейтесь беспрерывного выполнения хотя бы 2 месяца. Пропускаете — обнуляйте счётчик. Если пройдёте это испытание — у вас есть шанс. Пишите, и я соображу ещё статью по жертве с уклоном на работу с собой.

Ещё сложнее кого-то вытянуть из этого состояния, когда жертва не вы, а кто-то рядом с вами. Задача практически невозможная. Даже психологи и психотерапевты в большинстве не справляются.

Помогая жертве, мы занимаем чёткую позицию в её игре — позицию спасителя. И шансов нет никаких. Сам сеанс психотерапии или консультация психолога станут одним из возможностей подтвердить жертве, что она действительно жертва. Ведь даже профессионал не смог с ней ничего сделать. Представляете какая подпитка для её роли.

Доходит даже до лжи во время сеанса. Лжи неосознаваемой! Это удивительно, но жертва может начать придумывать проблемы, обстоятельства, эмоции, отношения, свято веря в свои фантазии. Она будет делать всё, чтобы терапия не была эффективной. При этом будет сознательно заявлять о желании работать и исправлять ситуацию. Никакие уговоры или запугивания не помогут, потому что всё это происходит ниже уровня её осознания.

Если вовремя не распознать жертву и не предпринимать специальные шаги, то терапия может идти годы без какого-либо существенного изменения в жизни человека. При этом локальные изменения будут! Т.е. сеанс прошёл и вроде как есть положительный сдвиг, но как-то так происходит, что этот положительный сдвиг тонет в пучине других проблем. И так постоянно.

А если каким-то чудом действия специалисты успешны, то у жертвы включается страх и под любым предлогом она прекращает работу над собой. По крайней мере у данного специалиста. Game over со всех сторон.

Прочитав эту статью и усвоив, что такое роль, можно подумать, что не давая добиваться человеку своих целей с помощью роли жертвы, мы исправим ситуацию. То есть просто не обращая внимание на его нытьё, оправдания, давление на нашу жалость и другие фокусы, мы изменим его стратегию поведения. Разочарую — вряд ли. Скорее всего мы добьёмся лишь усиления роли жертвы. Человек просто начнёт создавать себе всё больше проблемы. Он может даже в самом деле заболеть чем-то серьёзным, что подтвердится официальным диагнозом и настоящей бумажкой. Он рискнёт даже своей жизнью, неосознанно, чтобы доказать свой статус жертвы, который для него ценен настолько же насколько ценна собственная жизнь.

Есть небольшой шанс отказа от роли, если человек молод и его психика гибка. Этот шанс увеличивается для ребёнка, но тут я пока не хочу давать советы.

Резюме

Подведём итог.

Роль жертвы — это как колпак, накрывающий жизнь человека и искажающий стратегии других его ролей.

Роль жертвы формируется в результате успешного применения этой роли и достижения поставленной цели.

С ролью жертвы очень сложно работать. Сама работа может быть одной из возможностей укрепить данную роль.

Жертва превращает свою жизнь в страдания, доставляя неприятности и себе, и окружающим.

Всё.

Автор статьи
Глеб Пинтер

Опыт психопрактики — 5 лет. Создатель «Ролевой динамики». Программист. Хобби — фехтование.

Комментарии


Создано при поддержке Ролевой динамики и теории игр, при помощи WordPress и Gatsby