Родом из детства

Автор статьи
Ольга Чубаренко

23 года психопрактики. Сочетание глубоких и эффективных техник и направлений. Практикует цигун.

Избитая фраза, знакомая каждому — «Все мы родом из детства». Фраза, как многие шаблонные выражения, обо всем и ни о чем одновременно. Все, что не персонифицируется, воспринимается часто поверхностно. Возможно, многим поэтому будет интересна эта статья, разъясняющая и поясняющая эту фразу с точки зрения психологии. Как всегда, я постараюсь излагать очень доступным языком, с минимумом терминологии.

Формирование психики начинается не то, что с детства, а с внутриутробного развития, далее захватывая сам процесс рождения, затем проходя «через» возраст причинно-следственного формирования базовых установок, убеждений и ценностей, ну и, в основе своей, заканчиваясь в подростковом периоде. То, с чем человек «пойдет по жизни», процентов на 80 закладывается именно тогда. Генетику мы тут рассматривать не будет, речь идет только о влиянии среды на возникновение миромодели и мироощущения личности.

Внутриутробное развитие

В этот период важнее не то, что будущая мама имеет периодически нестабильное эмоциональное состояние (гормоны делают свое дело), а то, какой эмоциональный фон в целом окружает плод, если можно так сказать, в каком эмоциональном субстрате «взращивается» ребенок и под влиянием какой внешней среды формируется его нервная система. Если женщина иногда понервничает, это не окажет большого влияние на плод, но если она будет находиться в постоянном стрессовом, тревожном или депрессивном состоянии, то это может очень сильно отразиться на ребенке. Ведь ребенок связан с матерью пуповиной и то, какой состав крови имеет мать, напрямую ощущается и плодом. Если в крови постоянно присутствуют гормоны стресса, то значит, и плод ощущает в это время стресс. Если женщина в перманентной депрессии, то и плод чувствует угнетенное состояние. А если это длится из дня в день, из месяца в месяц? Какой шанс, что после рождения у ребенка включится саморегуляция и начнут быстренько вырабатываться, например, эндорфины, давая ощущение удовольствия, радости, спокойствия? И насколько обоснован вариант, что ребенок так и останется в подавленном и тревожном состоянии? Думаю, что 50 на 50. Влияют на это многие факторы, в том числе и генетические.

Рождение

В процессе рождения плод проходит несколько фаз, от начала схваток, через продвижение по родовому каналу и до изгнания (выхода). И все эти фазы также сопровождаются эмоциональными переживаниями. Никаких положительных ощущений ребенок не испытывает, для него это стресс, напряжение, борьба и боль. В идеале, пройдя этот опасный и тяжелый путь, во время которого высока вероятность смерти, он должен выйти победителем, заложив в себе потенциальную возможность успешной борьбы за выживание в этом мире. В процессе рождения возникают боль, опасности, препятствия, беспомощность, страхи, трудности…и в жизни потом это встретится неоднократно. И человек в своей жизни будет жить с тем потенциалом, который заложился в нем при рождении. По крайней мере, так считают некоторые исследователи, и я с ними согласна, имея в своей практике подтверждения этой теории.

А если что-то идет не так? Если нарушается оптимистичный процесс рождения? Если ребенок сталкивается с трудностями, которые оказываются сильнее его инстинктивной потребности выжить? Если его сил не хватает, он не может побороть препятствия и самостоятельно дойти до конца? Да, конечно, ему помогают, но те чувства, в которых он «застрял» во время рождения, он переносит и в реальную жизнь. Есть вероятность, что страхи, беспомощность, слабость перед внешним миром станут базовыми в его мироощущении. Его целеполагания и целеустремленность могут быть нарушены уже в самом начале его жизни….

Младенчество

Младенчество. Представьте себе, что ребенок — это «чистый лист». Что в этот «чистый лист» запишется? У него еще нет (предположим, что процессы вынашивания и рождения были максимально оптимальными, и ребенок родился с потенциально здоровой психикой) никаких фиксированных отрицательных реакций на внешний мир, на внешние раздражители. Он просто перешел из одного состояния бытия, где чувствовал себя спокойно, защищено, комфортно, в другое… И тут самое важное — в какое же? Что он сразу после рождения начинает чувствовать в этом мире, еще совершенно не осознавая ничего, просто ощущая? Если для младенца не воссоздать примерно те же условия, в которых он находился, чувствуя защиту, комфорт и спокойствие, то он очень быстро начнет чувствовать тревогу, дискомфорт и одиночество.

Девять месяцев он был связан пуповиной с живым, теплым, защищающим его существом, он был в оболочке этой защиты, тепла, комфорта, ему не было знакомо чувство голода и холода… и, вдруг, его резко выдергивают из этого состояния…и да, нервная система младенца, а значит, и психика, обычно не могут сразу перестроиться и адаптироваться к изменившимся внешним обстоятельствам.

Если первичные потребности, к которым относится все, что обеспечивает нам выживание (еда, сон, безопасность), не удовлетворяются в полной мере, то можно сказать, тут и появляются, сразу после рождения, первые психотравмы. Поэтому максимально часто надо давать ребенку почувствовать защищенность, создавать атмосферу спокойствия, принятия, любви, не только по отношению к нему, но и вокруг него. И это первое условие для становления нормальной психики после рождения. Еще до того, как начинают формироваться убеждения и ценности. То есть до того, как маленький человек становится в состоянии оперировать причинно-следственными связями, которые приводят к жизненным выводам. И которые остаются с ним, на уровне подсознания, всю оставшуюся жизнь.

Детство

Примерно с 3-4 лет и до 7 (плюс-минус) ребенок начинает делать выводы. То есть он уже может проследить причинно-следственную связь во всем, что происходит вокруг него. Например, после своего рождения он попадает в семью, где царит напряженная, конфликтная атмосфера, родители погружены в свои непростые отношения, постоянны скандалы, крики, недовольство. Как может себя чувствовать ребенок в такой обстановке?

Естественно, очень нервозно и подавленно. И одиноко. Так как занятые друг другом родители совершенно игнорируют его потребности в заботе, спокойствии и защите. Он не на первом месте в их семейной иерархии ценностей… Но выводов до поры до времени он не делает, просто не может еще, недостаточно развито логическое причинно-следственное мышление. Он просто будет внутри себя чувствовать постоянную тревогу, напряжение и одиночество. Что уже само по себе, конечно, закладывает некие основы ощущения мира.

Но однажды, в районе 4-5 лет, сидя в одиночестве в своей комнате и слыша очередной скандал, он осознает: «Я им не нужен. Я им просто не нужен. Они даже не обращают внимание на то, как мне плохо». Или: «Я плохой. Это все из-за меня. Мне ведь много раз говорили, что я плохо ем, разбрасываю игрушки, капризничаю…я виноват». Или: «Мир опасен, люди злы, они причиняют только боль и страдания». Выводы могут быть различны, все зависит от всего, но главное — они когда-нибудь делаются. Жесткие, окончательные выводы. И это уже будет называться убеждениями. Про мир или про себя.

Убеждения

Настоящие убеждения — это базовые характеристики нашего миромодели. И они появляются в основном именно в то время, когда ребенок начинает быть способным формировать эти мысленные характеристики, то есть примерно в районе 3-8 лет. Большую роль играет период начальных классов, так как это время новых и обширных контактов с социумом. Ребенок все больше и больше начинает давать обществу и в целом миру характеристики, формировать для себя некие правила выживания в социуме. И позиционировать себя в этом мире.

Именно для того, чтобы понять, как более продуктивно ему «вписаться» в этот мир. Формирует для себя инструменты выживания, роли, способы отражения опасности. То есть у него начинают определяться жизненные убеждения. Истинные убеждения — это тот фундамент, на котором потом будет выстраиваться вся дальнейшая жизнь, кирпичик за кирпичиком. Истинных, основополагающих убеждений немного, но это действительно самые базовые характеристики себя и окружающего мира. И потом всю дальнейшую жизнь человек опирается на это, искренне веря в их правильность. И подтверждая их для себя снова и снова.

Можно очень и очень много писать про этот период жизни, гораздо больше, чем может уместиться в одной статье, но я думаю, что основная моя идея понятна.

Подростковый период

Да, это тоже исключительно важное время для становления психики. Потому, что этот возраст — возраст определения себя в социуме как личности, возраст значимости обратной связи общества на тебя, возраст гормональных изменений, и на их фоне более подвижной психики и обостренных реакций. Поэтому тут тоже возможно возникновение фиксированных реакций и убеждений.

Но очень-очень часто все равно базой для возникновения того или иного служат более ранние травмирующие факторы детства. Одно уже опирается на другое. Например, если ребенок в раннем детстве чувствовал нелюбовь и одиночество, то в подростковом возрасте это просто-напросто может усугубиться на фоне отторжения его какой-то значимой для него группой. И породить усиление отверженности и боязни последующих неудач в обществе. Короче, «если семечко когда-то было посеяно, то после полива оно начнет бурно прорастать.» Пусть даже не сразу.

Но верно и то, что часто какие-либо подростковые сильные переживания и внутренние конфликты приводят к возникновению действительно новых убеждений. Которые тоже могут потом сопровождать человека всю его оставшуюся жизнь.

Во взрослом, сложившемся возрасте, когда личность уже сформирована, возникновение новых фиксированных реакций и убеждений происходит, конечно, но в процентом соотношении несоизмеримо меньше.

Для желаемых долговременных изменений, глубинной психологической трансформации, всегда надо «идти» к тем основам, которые закладывались при формировании мироощущения и миромодели. Входя во «взрослый мир», мы уже обычно имеем какой-то фундамент, на который опираемся. Личность уже знает, по каким своим критериям она будет здесь жить…или выживать.

Повторю, что писать о всех первопричинах, следствиях, законах, алгоритмах (и т.д. и т.п.) становления нашего внутреннего «Я» можно бесконечно. Каждый случай индивидуален и уникален, и в то же время, подчинен общим психологическим законам и алгоритмам.

Поэтому да, мы все родом из детства.

Кто понял жизнь, тот больше не спешит, Смакует каждый миг и наблюдает, Как спит ребёнок, молится старик, Как дождь идёт и как снежинки тают.

Омар Хайям
Автор статьи
Ольга Чубаренко

23 года психопрактики. Сочетание глубоких и эффективных техник и направлений. Практикует цигун.

Комментарии


Создано при поддержке Ролевой динамики и теории игр, при помощи WordPress и Gatsby